Как не убить сцепление и механическую КПП?

Еще десятилетие назад механическая КПП была традиционной для рынка автомобилей, но предпочтения пользователей изменились. Сегодня каждое второе авто комплектуется коробкой автоматом, и в будущем доля автоматической трансмиссии только вырастет.

Городская черта все больше пополняется транспортными средствами, и для того, чтобы минимизировать участие водителя в пробках прекрасно подходит автоматика. При всех преимуществах автомат не может предложить такого качества управления и контроля как механический тип трансмиссии. На гоночных треках, ралли, автомобильных соревнованиях по бездорожью участвуют автомобили с механической КПП, и вряд ли современные технологии заменят человеческий фактор.

Как не убить сцепление и механическую КПП

«Механика» по-прежнему может похвастаться большим количеством пользователей. И дело не только в том, что МКП проще и надежнее, механический конструктив позволяет лучше ощутить драйв от быстрой езды и «обуздать» скорость.

Как показывает опыт, при любом типе трансмиссии поломки неизбежны, и камень преткновения МКП основывается на некорректной работе с механизмом сцепления. Как не убить сцепление и что не стоит делать для сохранения целостности устройства рассмотрим в данной статье?

Переключение передач с не полностью выжатым сцеплением

Народная мудрость гласит: есть еще водители, которые пытаются переключать передачу без выжима педали сцепления. Сложно определить количество пользователей данной целевой аудитории. На практике, новички, которые пересели с «автомата» на «механику» забывают выжимать сцепление перед включением передачи. В итоге нехарактерный хруст и «удар по зубам» механизму:

  • Переизбыток силовой нагрузки на коробку. В момент переключения передаточный диск не отсоединен от двигателя и без выжатого сцепления коробка подвергается дополнительным нагрузкам.
  • Разрушение зубьев шестерней диска.
  • Износ механизма сцепления и поломка механической КПП.
Читайте также:  Проточка тормозных дисков без снятия своими руками

Для долговечной работы механизма важно соблюдать правильный порядок действий и включать передачу только при выжатой педали. В противном случае передаточный вал двигателя повредит шестерни диска.

Важно! Переключение передачи на механике без выжима сцепления — прямая дорога к быстрой поломке МКП. 

Выжатая педаль сцепления продолжительное время – безобидно или вредно?

Как не убить сцепление и механическую КПП

Многие водители сознательно придерживают гашетку механизма длительное время. Например, когда стоят перед пешеходным переходом или при кратковременных остановках. В этом безобидном действии кроется подводный камень, так как изнашивается выжимной подшипник, на который направлена чрезмерная нагрузка. В итоге запчасть преждевременно приходит в негодность и для ее демонтажа придется разбирать всю коробку.

Проблематично утверждать насколько быстро вредная привычка убьет сцепление, но однозначно состояние детали будет хуже, если пользователь часто держит стопу на выжатой педали. Первые признаки износа подшипника – приглушенные стуки при нажатии на педаль.

Если машина стоит под горку, новичкам кажется, что при выжатой педали они лучше контролируют автомобиль. Вредная привычка станет причиной быстрого износа деталей механической КПП. При длительных стоянках следует пользоваться тормозом, а на склоне ставить транспортное средство на ручник. 

Включение режима заднего хода при движении автомобиля

Типичная ситуация для юзера, который пытается сделать маневр на небольшой площади во дворе или парковке. При попытке переключить рычаг управления в положение R на скорости возникнет неприятный скрип. Причина простая, пилот переключается на задний ход при движении накатом вперед. Процедура отрицательно сказывается на состоянии зубьев шестерни, которые слизываются или отлетают в условиях повышенной нагрузки. В случае постоянных злоупотреблений, переключаться в режим заднего хода будет все сложнее.

Важно! Переключать рычаг управления только при полной остановке

Переключение на пониженную передачу при высокой скорости

Как не убить сцепление и механическую КПП

На моделях с коробкой автомат функция управления скоростью возложена на гидротрансформатор и узлы передаточного механизма. В механической коробке участь шофера существеннее и играет роль условный «человеческий фактор». Когда скорость движения высокая, переходить на пониженные передачи опасно. В результате стыковки передаточного диска с шестерней произойдет сильнейшее торможение двигателем. В итоге может сломаться не только механизм, но и порваться ремень ГРМ.

Переход на пониженную скорость иногда является вынужденной мерой и удачным приемом. Но методику следует применять в соответствующих случаях с правильным подходом. Если плавно переключиться с первой на вторую передачу, вреда машине не будет, но при скорости 150 км/час переход с четвертой на третью передачу может не только «вырубить» сцепление, но и задеть узлы двигателя и ходовой. 

Как не убить сцепление пониженными передачами? Шоферу нужно учитывать возможности техники и избегать «некорректных» переключений.

Рука на рычаге вместо подлокотника 

Иногда пользователи оставляют руку на ручке селектора при движении. Привычка не самая плохая, но негативный фактор усиливают неровные дороги. Вибрации от неровностей передаются телу, дальше механизму передач. С одной стороны ничего страшного, но со временем нагрузка на ручку негативно влияет на первоначальную жесткость.

Не полностью выжатое сцепление: проблемы учеников

Как не убить сцепление и механическую КПП

Камень преткновения проблем со сцеплением – в некорректной работе с педалью. Традиционную ошибку допускают новички. При начальном движении на высоких оборотах пользователь опасается того, что машина заглохнет и злоупотребляют гашеткой акселератора. Устройство подвергается износу в любом случае, только при правильном старте с пониженной передачи происходит умеренный износ механизма. Если же водитель злоупотребляет педалью газа, узел перегревается, и отвечает пользователю специфическим запахом и слизанными зубьями шестерни.

Важно! Новички должны обучаться только на механической коробке передач, чтобы изучить и отработать все нюансы ее переключения. 

Резкое движение на высоких оборотах часто можно увидеть в голливудских фильмах, когда главный герой резко трогается в погоне за своей добычей. На практике прием может закончиться как минимум выгоранием диска и поломкой КПП. Неопытные водители не могут привыкнуть к плавному отпусканию педали, при этом, когда машина начинает глохнуть, добавляют газ. В итоге автомобиль движется рывками и чаще всего глохнет. Для правильного старта следует:

  • Утопить гашетку акселератора на треть глубины и довести обороты до 1300-1500.
  • При плавном отпускании сцепления медленно прибавить мощность.

Второй распространенной ошибкой является движение с наполовину выжатой педалью. В этот момент диски не могут соприкоснуться и проскальзывают. В результате происходит преждевременный износ передаточного диска, что предполагает замену путем демонтажа коробки.

Уменьшает ресурс механизма забавы с пробуксовкой на песке, грязи или вязкой поверхности. Если это вынужденная мера, требуется плавно выжимать педаль и равномерно добавлять мощность.

Ввиду особенностей езды на механике, сцепление главный очаг возможных проблем у неопытных водителей. Для того, чтобы механизм не износился раньше времени, нужно не пренебрегать правилами эксплуатации и «корректно» пользоваться педалью. При правильном использовании механической КПП и сцепления устройство прослужит владельцу не один год. 

Иван специалист по Nissan
Иван специалист по Nissan
Задать вопрос
Рейтинг
( Пока оценок нет )
OffRoad и активный образ жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: