- Что значит “прикурить” автомобиль
- Как прикурить аккумулятор от другого авто
- Как правильно прикуривать автомобиль: тонкости и нюансы
- Что надо для прикуривания автомобиля
- Как прикурить автомобиль от другого аккумулятора
- Правильная последовательность подключения
- Основные ошибки прикуривания авто:
- Кого не стоит прикуривать
- Где искать массу
- Правильные провода для прикуривания автомобиля
- Требования к проводам для прикуривания
- Сечение
- Длина проводов
- Зажимы
- Расцветка
Что значит “прикурить” автомобиль
Термин «прикурить» означает запустить двигатель автомобиля с севшей АКБ от постороннего автомобиля с заряженной АКБ – донора.
Процесс подразумевает собой подачу напряжения от автомобиля с заведомо исправным напряжением бортовой сети автомобилю с севшей АКБ через провода большого сечения с крокодилами.
Как прикурить аккумулятор от другого авто
Как видно, прикуривание не является такой простой процедурой. Другими словами, важно не только знать, как прикурить машину, но и сделать это правильно. При этом знание всех тонкостей и нюансов позволяет избежать ряда ошибок.
- Первым делом, необходимо подготовить провода для прикуривания авто, соединенные с клеммами (так называемые «крокодилы»). Еще желательно иметь перчатки. Важно, чтобы провода были припаяны к клеммам, а не просто накручены или обжаты. Как правило, провода отличаются по цвету (красный плюсовой провод и черный минусовой). Важно не перепутать полярность при подключении к АКБ.
- Далее следует подогнать одну машину к другой так, чтобы можно было соединить проводами аккумуляторы. Старайтесь избегать сильного натяга проводов (клеммы могут слететь с выводов), а также не допускайте контакта любых частей одного авто с частями другой машины.
- Следующим шагом будет необходимость заглушить ДВС автомобиля, от которого будет прикуриваться другая машина. Также в обоих авто следует выключить все электрическое оборудование (фары, магнитолу, подогревы сидений и т.д.). Единственное, если машины прикуриваются прямо на дороге или на трассе, может потребоваться оставить включенными габариты или выставить знак аварийной остановки. Закончив приготовления, нужно красным проводом соединить «плюсы» на одном и другом АКБ. Обратите внимание, черный «минус» от заряженного АКБ прикрепляется к стальной неокрашенной детали кузова той машины, которую «прикуривают», а не к «минусу» на аккумуляторе.
Это нужно для того, чтобы перестраховаться. Если АКБ на авто, которое нужно прикурить, замкнула, тогда сопротивление тока от исправного аккумулятора не успеет стать причиной проблем. В такой ситуации водители успеют быстро отключить провода.
Еще одна причина, по которой «минус» нужно крепить на кузов, позволяет избежать искрообразования в моторном отсеке. Иногда бывает, что сам аккумулятор в момент заряда начинает выделять горючие газы. Также не всегда известно, насколько герметична система питания авто, которое прикуривают и т.д.
В любом случае, случайная искра от «минуса» не станет причиной пожара при вынесенной подальше клемме. Кстати, первым подключать нужно именно «плюс», а уже затем «минус» (опять же, позволяет уменьшить риск замыкания при подключении).
Также нужно убедиться, что провода не касаются деталей двигателя и навесного оборудования, которые движутся (шкивы, ремни и т.д.)
- Соединив проводами два авто, можно пробовать завести машину с разряженным аккумулятором. Если мотор не заводится, значит, АКБ на проблемной машине сильно посажена.
В таком случае нужно отключить зажигание на машине с разряженной батареей, после чего завести другой автомобиль и выждать около 20 минут. За это время оба аккумулятора смогут подзарядиться от генератора. Пока батарея заряжается, нужно наблюдать за ней, исключив возможные неисправности (кипение, появление искрообразования и т.д.).
- Закончив зарядку, двигатель нужно снова заглушить. После этого можно пробовать завести авто с разряженной АКБ стартером. Обратите внимание, запрещено включать зажигание или стартер, пока двигатель машины, от которой идет зарядка аккумулятора, работает.
Попытка запуска может стать причиной поломки генератора, перегорания предохранителей, оборудования и т.д. Причина — в момент включения стартера на машине, которую нужно прикурить, напряжение резко упадет, причем генератор на авто с работающим двигателем будет пытаться компенсировать потери.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как зарядить необслуживаемый аккумулятор автомобиля зарядным устройством. Из этой статьи вы узнаете об особенностях, тонкостях и нюансах зарядки АКБ автомобиля внешними ЗУ. В случае успешного запуска можно отсоединять клеммы (первой снимается «-», после чего отсоединяется «+»). Если машина не завелась с первого раза, через 2-3 минуты можно повторить попытку. В случае, когда нет результата, от попыток завести ДВС зачастую следует отказаться при такой возможности.
Еще раз отметим, выше рассмотрен только один способ, как прикуривать автомобиль. Этот способ рассчитан на «свежие» машины. Хотя существуют и другие методы, важно понимать, что инжекторные авто (особенно последних лет выпуска) не следует прикуривать теми способами, которые активно практиковали водители несколько десятков лет назад.
Кстати, если машина находится в черте города или вблизи населенных пунктов, можно избавить себя от дополнительных сложностей. Если просто, когда необходимо прикурить автомобиль, услуга выездного шиномонтажа и помощи на дороге зачастую включает в себя и такую возможность прикуривания, подвоза топлива и т.д.
Как правильно прикуривать автомобиль: тонкости и нюансы
Прежде всего, перед тем, как прикурить машину от другой, важно учитывать некоторые нюансы. Первое, автомобиль, на котором сел аккумулятор и который заводят, должен быть полностью исправным.
Это значит, что не допускается наличия каких-либо неисправностей с ДВС и навесным оборудованием, с электрическими цепями и т.д. Другими словами, проблемным должен быть только посаженный аккумулятор. Если это не так, выполнять данную процедуру не стоит.
В случае, когда АКБ более-менее нормально крутит двигатель, но мотор не заводится, прикуривание в этом случае не поможет. Если слышен запах горючего, машину пытались долго завести и посадили АКБ, видны проблемы по проводке, залиты свечи и т.д., прикуривать такой авто не нужно.
В лучшем случае, можно посадить аккумулятор на другом автомобиле, в худшем есть риски вывести из строя отдельные элементы как авто, от которого прикуривают, так и того, которое пытаются завести. При этом запустить двигатель так и не удастся.
- Еще обращаем внимание на то, что для современных авто настоятельно не рекомендуется пытаться прикуривать от машины, двигатель которой работает (на исправном авто не глушится двигатель, при этом осуществляются попытки запуска ДВС на машине с севшей АКБ).
Причина — большое количество чувствительной и сложной электроники, которая сильно реагирует на перепады напряжение и может выйти из строя. В результате может пострадать как машина, которую прикуривают, так и авто, от которого берется заряд.
- Отдельно отметим, что прикуривать следует только автомобиль, который имеет близкий по объему двигатель. Также моторы должны быть одного типа (бензин/бензин или дизель/дизель). Например, можно прикуривать бензиновый двигатель от бензинового авто, если объем одного ДВС составляет 1.8, а другого 2.0 и т.д. Настоятельно не рекомендуется пытаться завести дизельный мотор от АКБ на бензиновой машине, так как батареи для таких ДВС имеют абсолютно разные пусковые токи.
То же самое происходит и с машинами, объем двигателя которых небольшой. Попытка завести двигатель с объемом 3 или 4 литра от авто с объемом 1.2 или 1.4 заранее обречена на неудачу, так как скорее разрядится аккумулятор «малолитражки», чем запустится агрегат с большим объемом.
- Еще следует добавить, что при низких температурах (от -20) попытка прикурить может не дать результатов. Дело в том, что в условиях сильных морозов сложно подзарядить один АКБ от другого, а также отдача от заряженной батареи будет намного ниже.
В такой ситуации лучше использовать или пуско-зарядное устройство (бустер), или же снять АКБ, занести в тепло и зарядить от внешнего ЗУ. Если же батарея находится в неудовлетворительном состоянии (произошли критические изменения плотности электролита, банки пустые, имеет место осыпание пластин, разряд слишком глубокий), можно попробовать обслужить АКБ или сразу произвести замену на новую батарею.
Что надо для прикуривания автомобиля
В каждом автомобиле должен быть комплект для прикуривания. Его можно купить или сделать самостоятельно. Не стоит покупать самые дешёвые пусковые провода. При выборе пускового комплекта надо обращать внимание на следующие параметры:
- длина проводов, обычно достаточно 2–3 м;
- максимальный пусковой ток, на который они рассчитаны. Это зависит от сечения провода, которое не должно быть меньше 16 мм, то есть кабель не может иметь диаметр менее 5 мм;
- качество проводов и изоляции. Лучше всего использовать медные провода. Хотя удельное сопротивление у алюминия меньше, но он быстрее плавится и более ломкий. В качественных заводских пусковых проводах алюминий не используется. Изоляция должна быть мягкой и прочной, чтобы на морозе не растрескиваться;Пусковой провод должен иметь медную жилу
- качество клемм-зажимов. Они могут быть сделаны из бронзы, стали, меди или латуни. Лучшими являются медные или латунные клеммы. Недорогим и качественным вариантом будут стальные зажимы с медными зубьями. Полностью стальные зажимы быстро окисляются, а бронзовые не очень прочные.Недорогим и качественным вариантом будет стальной зажим с медными зубьями
Некоторые модели пусковых проводов в своём комплекте имеют диагностический модуль. Его наличие важно для донора. Такой модуль позволяет контролировать параметры аккумулятора до и во время прикуривания другого авто.
Диагностический модуль позволяет контролировать напряжение аккумулятора во время прикуривания
При желании можно сделать провода для прикуривания самостоятельно. Для этого понадобится:
- два куска медного провода сечением 25 мм2 и длиной порядка 2–3 м. Они обязательно должны иметь качественную изоляцию и разный цвет;
Надо брать пусковые провода сечением 25 мм2 и с изоляцией разного цвета
- паяльник мощностью не менее 60 Вт;
- припой;
- кусачки;
- пассатижи;
- нож;
- кембрик или термоусадка. Они используются для изоляции места соединение провода и зажима;
- 4 мощных зажима-крокодила.
Зажимы-крокодилы должны быть мощными
Процесс изготовления:
- С концов приготовленных проводов на расстоянии 1–2 см снимают изоляцию.
С концов проводов снимают изоляцию - Залуживают провода и концы зажимов.
- Закрепляют зажимы, а затем пропаивают место крепления.
Если концы клемм только обжать и не пропаять, то в этом месте провод будет греться
Как прикурить автомобиль от другого аккумулятора
Нередко бывает так, что счастливый владелец исправного заряженного аккумулятора и рад бы помочь попавшему в беду товарищу, но мастера на СТО запретили «прикуривать» кого-либо под угрозой выхода из строя всей электроники. В этом случае можно полностью отключить аккумулятор машины-донора, сняв обе клеммы.
Бывает и так, что у самого автовладельца дома есть нормальный аккумулятор, который заряжен и работоспособен, но не подходит на автомобиль.
Схема прикуривания от другого аккумулятора выглядит так:
Схема прикуривания автомобиля от другого аккумулятора — схема «+» к «+», «-» к «-«
- Запустить двигатель автомобиля-донора и дать ему поработать, чтобы дополнительно подзарядить батарею. Затем заглушить мотор.
- На автомобиле-доноре отсоединить обе клеммы, таким образом, полностью изолировать аккумулятор от электросистемы.
- Красный провод присоединить на «плюс» аккумулятора-реципиента, затем второй зажим на «плюс» аккумулятора-донора.
- Черный провод подключить сначала к «минусу» донора, затем второй конец – к «минусу» разряженного аккумулятора.
- Подождать минут 15, пока подзарядится севшая батарея. Не заводить двигатель сразу.
- Не отключая провода, попробовать завести двигатель автомобиля, который заряжается. Если удалось, дать ему поработать 10 минут, чтобы подзарядить АКБ. Затем заглушить мотор.
- Отсоединить провода в обратном порядке: сначала снять «минус» реципиента, затем «минус» донора, затем «плюс» реципиента и последним «плюс» донора.
- Подключить клеммы аккумулятора-донора.
Но если Вам не нужно предварительно заряжать севший аккумулятор, то можно подсоединить «минусовой» провод «донора» сразу к двигателю реципиента, используя схему как в первом варианте. Тем самым минуя подзарядку севшего аккумулятора. В этом случае можно сразу заводить мотор, не ждать подзарядки.
Схема прикуривания «разряженного автомобиля» от аккумулятора
Итак, памятка на все варианты прикуривания не меняется. Это оптимальная последовательность подключения, которая позволит избежать ошибок, в каких бы условиях ни пришлось работать.
Ниже есть еще полезное видео о разных способах завести машину при разряженном аккумуляторе.
Рекомендованный специалистами алгоритм состоит из нескольких последовательных шагов:
- выравнивание заряда аккумулятора на машине-доноре (5-10 минут работы ДВС на 2000-3000 об/мин);
- выключение на обоих авто зажигания и всех систем, питающихся от бортовой сети;
- присоединения красного провода к плюсу донорской АКБ, а затем – к положительной клемме севшего аккумулятора;
- подключение черного провода к минусу АКБ-донора с последующей фиксацией второго «крокодила» к неокрашенной части кузова или блоку ДВС авто-реципиента («масса»).
- запуск двигателя реципиента с обязательной работой в течение 5-10 минут на 1500-2000 об/мин;
- отключение проводов в обратной последовательности (минус от реципиента – минус от донора, плюс от реципиента – плюс от донора).
Очень важно соблюдать полярность, чтобы избежать короткого замыкания. Не стоит доверять визуально симметричному расположению АКБ, которые могут иметь конструктивное исполнение с прямой и обратной полярностью. Единственный правильный ориентир – заводская маркировка на корпусе.
Теоретически прикуривание авто с севшим аккумулятором будет успешным и при присоединении отрицательного крокодила не к «массе», а к клемме «–» на батарее. Но на практике такая схема подключения приводит к ускоренному разряду АКБ-донора, особенно в мороз. Еще одной особенностью минусового «крокодила» является сильная искра при подаче пускового тока на стартер. Если под капотом присутствуют остатки масла или бензина, возникает серьезная угроза пожара. Именно поэтому перед прикуриванием необходимо вытереть на двигателе и внутренних поверхностях кузова все подозрительные пятна.
Правильная последовательность подключения
Особое внимание надо уделить последовательности подключения пусковых проводов. Если с подключением плюсовых проводов всё просто, то минусовые провода надо подключить правильно.
Нельзя соединять две минусовые клеммы между собой, это связано с такими причинами:
- если разрядившаяся батарея неисправна (замкнута), ток к ней будет проходить с небольшим сопротивлением, это даст время на оценку ситуации и отключение донора;
- во время запуска возникают большие токи и из батареи выделяется горючий газ. Так как рядом не будет источника искр, вероятность его возгорания сводится к минимуму;
- сначала подключают плюсовые клеммы, поэтому при неосторожном касании исключается возможность короткого замыкания.
При подключении проводов надо быть очень внимательным и делать всё правильно. Допущенные оплошности могут привести к выходу из строя предохранителей или электрических приборов, а иногда и к возгоранию автомобиля.
Нельзя соединять две минусовые клеммы аккумуляторов между собой
Основные ошибки прикуривания авто:
- работающий двигатель автомобиля-реципиента;
- включенное зажигание и электроприборы;
- номинальная емкость отдающей АКБ ниже, чем принимающей;
- неправильное направление или последовательность подсоединений клемм-крокодилов;
- малая длина или недостаточная площадь сечения питающих проводов;
- несоблюдение правил пожарной безопасности (бензин и масло на двигателе).
Эти нарушения способны нанести серьезные повреждения не только АКБ, но и электросистемам обоих автомобилей. Чтобы избежать поломок, следует придерживаться корректного порядка действий и четко соблюдать меры предосторожности.
Кого не стоит прикуривать
Постарайтесь обходить стороной машины со старыми АКБ. Великовозрастная батарея – это сплошная головная боль: после 4-5 лет интенсивной эксплуатации наступает момент, когда ее может перемкнуть или, что еще хуже, взорвать. Помогая такому аккумулятору, донор может запросто спалить электронику. Что еще стоит разъяснить нуждающемуся, так это причины того, почему разряжается аккумулятор на машине за ночь , чтобы следующее утро опять не обернулось для него «голосованием».
Где искать массу
Мода на зашивание подкапотного пространства пластиком так и никуда не ушла. В бизнес классе и среднем сегменте вы не встретите автомобиль, под капотом которого будет оголенный металл с легкодоступным болтом «массы». Поэтому, минус смело кидайте прямо на аккумулятор.
И напоследок – в перспективе мы рекомендуем обзавестись мини-бустером. Подробнее о карманной штучке мы уже рассказывали, когда приводили топ портативных пусковых устройств для автомобильного аккумулятора .
Правильные провода для прикуривания автомобиля
Приняв решение купить авто аккумулятор Bosch, Delkor, «Зверь» или любой другой марки, стоит сразу приобрести качественные провода прикуривания. Это важнейший элемент запуска двигателя от автомобиля-донора, к которому предъявляются очень жесткие требования по материалам и конструкции:
- площадь поперечного сечения – от 16 мм2 (толщина карандаша) для безопасного прохождения сильных пусковых токов 200-500 ампер;
- наружная изоляция – плотная, толстая, гибкая из ПВХ или полиэтилена для надежной защиты пользователей и беспроблемной эксплуатации в мороз;
- токоведущий сердечник – медная многопроволочная жила;
- цветовая маркировка – черно-красная, разнесенная для однозначной идентификации темного «–» и более яркого «+». Могут быть другие вариации оттенков (черно-желтый, черно-зеленый, черно-синий и т.д.);
- длина – 2,0-3,5 метра для удобного подключения без критического сближения машин;
- зажимы («крокодилы») – медные, латунные, бронзовые или комбинированные с острыми зубьями, сильной пружиной и эргономичными ручками с диэлектрическим покрытием.
Даже в тех комплектах стартер-кабеля, где оба проводника одного цвета, окрас крокодилов всегда разный. Не стоит увлекаться большой длиной стартерного провода. Этот тот случай, когда удобство вредит качеству, поскольку каждый метр «съедает» 0,5 вольта напряжения. Также следует избегать тонких моделей, подверженных ускоренному термоэлектрическому износу. При прохождении через них тока 300-400 ампер быстро выгорает медный сердечник и плавится внешняя оболочка. Технико-эксплуатационные свойства алюминиевых вариаций мало чем уступают медным по электрике, но не выдерживают регулярных нагрузок на излом
.
Для самостоятельного изготовления проводов прикуривания следует использовать силовой кабель в негорючей изоляции, например, ВВГнг или ПВСнг, сечением 20-25 мм2. Вместо «крокодилов» могут использоваться наконечники или торцевые петли.
Требования к проводам для прикуривания
Метод подразумевает электрическое соединение бортовых сетей двух автомобилей — реципиента ( кого надо завести) и донора (кто даст «прикурить»). Поэтому начнём разговор с проводов, посредством которых это соединение произойдёт. Более точное их название — стартер-кабели. Они представляют собой два гибких одножильных провода с зажимами типа «крокодил». Их видел практически каждый автолюбитель.
Стандартные стартер-кабели для прикуривания автомобиля
Рассмотрим основные критерии, которым должны отвечать такие провода.
Сечение
От этого параметра зависит, какую силу тока может выдержать кабель без повреждения. Во время пуска двигателя стартер потребляет ток в сотни ампер, поэтому тонкие провода просто сгорят. Кроме того, чем меньше сечение, тем больше падение напряжение на самом кабеле, а значит, тем меньше достанется стартеру.
Если исходить из таблиц стандартных сечений, то для обеспечения пускового тока в 500–600 А нужен кабель с сечением около 300 мм². Диаметр жилы при этом будет составлять 19 мм. На самом деле сечение можно уменьшить, поскольку провода работают короткое время и не успеют существенно перегреться. Оптимальным для прикуривания легкового автомобиля среднего и даже тяжёлого класса будут кабели диаметром 12–16 мм. При этом падение напряжения на проводах длиной 2,5 м составит около 1,5–2 В, что вполне приемлемо.
Мнение эксперта Алексей Бартош Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники. Задать вопрос Важно! Имеется в виду сечение жилы, а не провода в изоляции. Это очень важно. Многие нерадивые производители (не будем показывать пальцами) упаковывают тоненькие жилы в толстую изоляцию. С виду красиво, но, увы, не работает.
Длина проводов
От длины будет зависеть падение напряжения в момент пуска. Чем длина больше, тем больше потеряем по пути к стартеру. С другой стороны, короткими проводами можно не дотянуться до АКБ-донора, а если они будут в натяг, то могут в момент пуска слететь и замкнуть. Оптимальными для легковых автомобилей будут кабели длиной 2,5–3 м.
Провода явно коротковаты
Зажимы
Обычно для этих целей используются зажимы типа «крокодил». Лучше, конечно, медные, но подойдут и стальные омеднённые. Гораздо важнее, чтобы эти крокодилы были качественными — не люфтили, не болтались на клемме, туго её обжимали. Особое внимание стоит обратить на метод крепления провода к зажиму. Идеально — пайка, хотя возможен и простой обжим, но он должен быть качественным.
Полезно! Омеднение важно не столько для хорошей электропроводности, сколько для коррозийной стойкости зажимов. Ржавый «крокодил» никак не обеспечит хороший контакт.
Расцветка
Кабели для прикуривания должны быть разного цвета. Это поможет избежать проблем, которые обязательно возникнут, если перепутать полярность подключения донора к реципиенту. Результат такой ошибки — короткое замыкание с токами в сотни ампер, ожоги и, возможно, пожар. В крайнем случае разную расцветку должны иметь хотя бы зажимы.
Описано, конечно, всё подробно и красиво. но беда в том, что не всегда можно проверить, к примеру, толщину жилы или качество соединения провода с зажимом. Продавец, естественно, скажет, что всё отлично, слона выдержит. В этом случае придётся посмотреть на производителя. Ниже даём табличку, которая, будем надеяться, поможет в выборе.
Доверяем | Не доверяем | |||
Производитель | Страна | Производитель | Страна | |
Heyner | Германия | «Заводила» | Россия | |
Alca | Германия | НПП «ОРИОН» | Россия | |
Феникс | Россия | «СТАРТ» | Россия | |
Автоэлектрика | Россия | AkkuEnergy | Германия | |
Lampa | Италия | Heyner | Германия | |
AVS | Китай | King Tools | Китай | |
AIRLINE | Китай | Smart Power Berkut | Китай | |
Nova Bright | Китай | |||
Tiikeri | Китай |
- https://4x4privod.ru/kak-prikurit-avtomobil-ot-drugogo-a/
- http://KrutiMotor.ru/kak-prikurit-avtomobil-ot-drugogo-avto/
- https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/poleznoe/kak-pravilno-prikurit-avtomobil-ot-drugogo-avtomobilya.html
- https://VazNeTaz.ru/kak-pravilno-prikurit-avtomobil
- https://www.akbvolt.ru/articles/kak-pravilno-prikurit-avto/
- https://autostadt.su/kak-prikurivat-akkumulyator/
- https://Acums.ru/akkumulyatory/avtomobilnye/kak-pravilno-prikurit-avtomobil